Используя железнодорожные грузоперевозки, редко кто представляет себе возможности современных перевозчиков в вопросах предоставления различных видов вагонов. Это обусловлено широтой номенклатуры, видов и предназначения вагонов.

Грузовые вагоны выступают в качестве самого многочисленного компонента подвижного состава. Данные конструкции проходят систематический контроль на предмет технической эксплуатации, и к ним предъявляются соответствующие требования по их состоянию и безотказной работе. Техническое состояние вагонов обеспечивает сохранность грузов и влияет на равномерность и плавность хода всего железнодорожного состава. С учётом высокой скорости движения современных грузовых составов функциональные характеристики вагонов играют важную роль в безопасности хода всего поезда.

Для вагонов, которые предназначены для движения в установленных подвижных составах с предельной скоростью, конструктивные требования к ним определяются государством. На всех стадиях проектирования, создания и выпуска осуществляется строгий государственный контроль. Также через контроль госорганов проходит любое изменение в чертежах узлов и деталей.

Проектирование вагонов производится исходя из соотношения вместимости кузова и его грузоподъемности. Вместимость крытого вагона пребывает в зависимости от удельного объема кузова вагона либо отношения объема кузова к его грузоподъемности. Величина вместимости платформы зависит или от удельной площади пола, или отношения площади пола к грузоподъемности.

К конструкции вагона относится тормозная система, ходовая часть, кузов с рамой, а также устройства, которые обеспечивают автоматическое сцепление. Предназначением кузова является размещения в нем грузов или пассажиров. Грузовые вагоны обладают множеством функциональных особенностей, и их конструкция зависит от выполняемых ими функций. Особого внимания требует современное устройство крыши грузового вагона. На сегодняшний день они оборудованы специальными загрузочными люками и отличаются большей прочностью.